ОГПУ Во-первых, небольшой отчет о проделанной работе. 1. Арестован, осужден и расстрелян Неверов. Это единственное дело, завязки на которое мы получили до игры. 2. Завербован Фундук как секретный сотрудник. Добровольно. Нет, правда добровольно - это была его идея. Вариант сесть за ограбление сберкассы (он был непричастен, но кто ж ему поверит?!) ему понравился гораздо меньше. :) 3. Замаринован на год Костыль. Папка с его делом в работе, так что вскоре вслед пойдет материал для нового процесса - уже совсем с другими обвинениями. 4. Опознан и взят под стражу Барин. Жаль, что не выжил - мы бы хоть одного расстреляли без суда :-) 5. Перекрыт канал контрабанды и незаконной эмиграции. Капитан турецкого судна взят при незаконном пересечении границы, геройствовать не стал и радостно сдал все свои контакты. 7. Задержана при попытке покинуть страну медсестра со спутницей. Отпущена под подписку. Тем не менее, мы планировали захватить их с собой в Краснодар для более тесного общения. Там еще требует разъяснения темная история с валютой и ценностями, которые мы якобы каким-то образом не нашли у сестры в сумочке, хотя обыск проводился словеской. 6. Получена от капитана наводка на братьев-рыбаков и медсестру. Учитывая, что это дело имеет безусловный приоритет - очень, очень мало шансов, что им удастся сбежать. А при попытке неизбежно запалится все белогвардейское подполье. 7. Осужден на год принудработ ВРИО начальника Краснодарского КБ за халатность. Принято решение об аресте Тихомирова, подготовлен запрос в Москву на арест самого директора. 8. Обнаружена растрата на мыловаренном заводе. Директор был арестован в Анапе (во время ареста вышел из игры). Вообще, мы довольно неплохо сыграли, и в целом своей игрой удовлетворены. Конечно, не все было идеально, и многое можно было бы сделать по-другому, но, учитывая что нас было всего четверо, а против нас или в нашей зоне ответственности помимо белогвардейцев и двух банд орудовали полполигона - я считаю, что мы молодцы. Мастерам, разумеется, спасибо за игру. Кажется, их достаточно хвалили, и повторяться мы не будем. А вот некоторые замечания 1. У нас будет очень стремительное правосудие (из нашего доигрового письма мастерам). На игре действовало замечательное правило. Через три часа арестованный имел право сбежать. Понятно, зачем оно было введено. Сам сидел по шесть часов в заложниках, все понимаю прекрасно. Но. К чему это приводило. Рассказываю тайминг следствия. Арест. 15-20 мин. - на то чтобы доставить арестованного, выдохнуть, назначить следователя, продумать вопросы и изучить имеющиеся материалы. 25-30 мин - мордобой 15 мин – поговорить 1,5 часа - вылечить контузию после допроса (он же все еще арестован, таймер тикает, ага) 30 минут - организация суда и передача дела в суд (запросить горком, чтобы назначил защитника, организовать помещение, вызвать судью, параллельно оформить обвинительное заключение и протоколы, потом ознакомить судью и защитника с материалами...) Пронализировать показания? Сверить данные? Послать проверочный запрос? Очную ставку? Запросить милицию, не проходит ли подследственный по их делам? Cool story, bro. БЫСТРО, а то сбежит, лови его потом. Отсюда неподготовленные допросы, спешка, пренебрежение правилами безопасности, недооформленные протоколы… И при всем при этом что Костыль, что Неверов просидели под арестом явно больше трех часов. Т.е. в любую секунду они могли просто встать и уйти! Кроме того, это правило привело к тому, что работать в рамках игротехники с двумя арестованными сразу было невозможно, так как следственные действия в отношении одного арестованного полностью парализовывали работу ОГПУ по другим делам. Заходить к арестованному одному нельзя, т.е. минимум два человека, плюс один нужен, чтобы запереть/отпереть камеру снаружи. Итого трое из четверых выключаются из работы. Откачивают его в больнице - значит, нужно отдельно сторожить – еще минус полтора человека-часа... В общем, это механическое ограничение крайне мешало работать. Повторюсь - цель, с которой это правило вводилось, понятна, но на будущее нужно искать другое решение. 2. Информационка ОГПУ - команда, игра которой почти целиком завязана на информационку. Поэтому мы довольно плотно наседали на мастеров, чтобы получить то, что нужно для игры. Мы запросили у мастеров длящиеся дела, которые должны быть на начало игры на разных стадиях, досье на партактив, участников гражданской и криминалитет. Ну что тут сказать... Наверное, не очень хорошо, когда наш начальник две (три?) недели до игры и два (три?) часа уже на полигоне после парада прыгал по головам у мастеров, чтобы это все получить. Это не фатально, да и толчкобардак - дело привычное, конечно, но как-то все-таки хотелось бы большей организованности. Ну хотя бы до парада, что ли… По качеству информационки. Досье на гражданское население было неплохим. Очень коротким, но ключевые факты про важных персонажей мы знали, что очень неплохо. Дело нам было выдано ровно одно - дело Аристова/Неверова. Оно было неплохое и хорошо продуманное. Самое то для начала. Но – одно. Т.е. как будто до 17 мая 1924 года преступлений в Краснодаре и Анапе не совершалось вообще. Информации по криминалитету нам не выдали в принципе. Т.е. на момент начала игры мы не знали, что в районе действует аж две банды – и не знали, какие преступления они совершили до момента начала игры. Мы не знали, кто такие Костыль и Барин. И про других местных авторитетов, воров и прочий антисоциальный элемент данных тоже не было никаких. У нас не было информации о существовании контарбанды, черного рынка (в том числе оружия и наркотиков), публичного дома… Не было никакой информации о существовании белогвардейского подполья и о акциях, которые они успели провести – кроме дела Аристова. Подчеркну – речь, разумеется, не идет о том, что мы должны были иметь все имена-пароли-явки на начало игры. Но о наличии всего этого бардака ОГПУ не знать не могло. И отсутствие этой информации сильно испортило нам жизнь. 3. Концепция. К сожалению, тут больше всего вопросов и нестыковок. С одной стороны, нам было указано, что мы «самые пламенные революционеры, самые стойкие коммунисты. Это не просто порядок и закон. Это скорее новый закон нового времени, тот самый, где презумпцию невиновности считали скорее тормозом, мешающим следствию, а первым жестом было достать наган и стрелять антиреволюционного элемента». Что, в целом, соответствовало нашим представлениям о том, что есть ОГПУ. С другой стороны, когда мы нашли источники, посвященные полномочиям ОГПУ, нам было сказано: «Если их почитать, то видно, что под них можно подогнать практически любое преступление. И мне тогда становится непонятно, зачем на игре суд… Отдельно скажу относительно расстрела на месте - он не предусмотрен моделью правил. В модели заложено, что расстрел совершается по приговору суда.» В личном разговоре было сказано еще более определено: «Да, это исторично. Но если дать вам эти полномочия, бандиты будут вас бояться и не будут ничего делать. Я должен думать о балансе». И мы согласились, что внесудебные полномочия ОГПУ, имевшие место в реальности, будут урезаны до права расстрела без суда задержанного на месте преступления с оружием в руках. С отдельным обещанием не злоупотреблять и этим правом тоже, чтобы игроки могли поиграть еще на суде. Помню мы еще между собой обсуждали, как же плохо на игре с бандитами, если их приходится так оберегать от стрессов. Уже на игре, когда мы раскручивали Костыля, и перед нами вставал вопрос – доламывать ли его до чистосердечного, я спросил мастера, что будет, если он на суде откажется от показаний. Был получен недвусмысленный ответ, что если откажется – значит, откажется, и суду будут нужны другие доказательства. Учитывая, что пригодных для суда доказательств не было – он пошел на год за растрату пяти рублей. А так шлепнули бы без разговоров, потому что для этого доказательств было более чем достаточно. То есть фактически все дела мы должны были оформлять через суд. Да, нам обещали покладистого судью. Да, нам настойчиво намекали, что мы можем подтасовывать улики. Но все равно это превратило ОГПУ - орган государственного террора с широчайшими полномочиями - в американских полицейских. Плохих полицейских, которые выколачивают показания и подтасовывают улики. Тут есть одно принципиальное различие. Плохой полицейский - это преступник, который нарушает закон. ОГПУшник - это представитель власти, который реализует свои законные полномочия. Да, вот ТАКАЯ власть, вот ТАКОЙ закон и вот ТАКИЕ полномочия. И это опять же дает принципиальное различие в мироощущении. Мы ведь играли не просто изуверов и садистов. И не борцов за абстрактную справедливость против системы. Мы играли идейных борцов, ставших изуверами из чувства долга. Как оказалось, для персонажа есть огромная разница между расстрелом заведомого врага (бандита или беляка) в обход бюрократии и выбивании из него нужной информации с одной стороны, и подтасовкой и прямым обманом СВОЕГО государства - с другой. Поэтому к идее подтасовок мы, как «самые пламенные революционеры, самые стойкие коммунисты», относились с неодобрением. Последствия такой балансировки были следующими. 1. Даже очень покладистому судье нужен живой, стоящий на ногах подсудимый и, хотя бы и фальшивые, но плюс-минус оформленные материалы дела. Что автоматически добавляло нам работу на излечение подследственного, подготовку суда и загружало нас бумажками. А это катастрофически отразилось на нашей эффективности. Потому что утром часов на шесть ОГПУ вырубил из работы Неверов, после обеда часа на четыре – Костыль. В остальное время мы едва-едва успели работать по приоритетным делам, урывками пробегаясь по остальным. 2. Самое главное. Мы не смогли отыграть историческое ОГПУ. Мастера прекрасно воссоздали историческую атмосферу в плане разгула преступности. Помимо двух банд и белогвардейского подполья - практически в каждой локации сидел один или несколько наших клиентов, включая милицию. Пожалуй, только клуб и горком не попали в наше поле зрения. Но исторически всему этому противостоял красный террор в лице ОГПУ. И вот этот-то террор, атмосферу этого противостояния мы оказались не в состоянии воссоздать. Мы не могли расстрелять Костыля. А это было бы вполне в духе времени, не говоря о том, сколько бы нам это сэкономило времени. Мы не смогли взять и расстрелять известного нам врангелевца, на которого всю игру лежала уже готовая папочка - нам было просто жалко времени на бумажную работу и судебную бодягу. Он же вроде ничего больше не делает - будет пауза пару часов - возьмем. На и.о начальника КБ дело было заведено исключительно скрепя зубами - уж больно вопиющий случай. Но времени было жалко невероятно. А уж заниматься покражей мыла... В общем, мы по итогам оказались забалансированными под самый плинтус. И, честно говоря, удивительно, что мы так много успели сделать. |