Алексей Тихомиров Персонаж, как это часто бывает, складывался постепенно. Во-первых, мне давно хотелось сыграть американского шпиона; потом я пытался найти команду на коммуналку, и в какой-то момент Лукреция предложила идею с «Зойкиной квартирой» (вообще Лукреция сделала почти всю работу по организации этой квартиры - большое спасибо за это). Дальше было так: В итоге получился Алексей Тихомиров, молодой советский инженер из Краснодара, который незадолго до революции уехал учиться в Петроград, там по молодости и из коллективного энтузиазма поддержал революцию, а затем стал разочаровываться в ней. Затем он узнал, что в Краснодаре расстреляли его отца, и возненавидел советскую власть окончательно. Но как раз в это время его завербовала американская разведка. Он вернулся в Краснодар, где получил работу в конструкторском бюро, разрабатывавшем самолеты, и притворялся честным комсомольским работником, а сам время от времени выполнял задания, которые ему выдавали проезжающие через город связные. Заданий было немного - скопировать какой-нибудь чертеж, узнать подробности личной жизни начальника КБ и так далее. А из родственников у него осталась сестра Мария, которую он старался поддерживать, как мог, хотя это не всегда было возможно - он большую часть времени проводил на работе. И со временем он уже не представлял, как сможет жить без сестры. У нее же время от времени появлялись странные идеи. Например, неожиданно Тихомиров узнал, что его сестра и хозяйка коммунальной квартиры, где он жил, решили совместно открыть прямо в квартире ателье с показом мод, которое на самом деле было подпольным борделем. Отговорить их Тихомиров не смог, а не помогать сестре не мог тоже. В результате даже иногда подсказывал, кто в городе может быть возможным клиентом. Однажды вечером - так и началась, собственно, история, которую я рассказываю - хозяйка ателье попросту сбежала за границу со всеми деньгами. Положение было тем более неприятным, что за пару дней до этого какой-то карманник украл у Тихомирова кошелек. Сколько-то денег у Тихомирова с сестрой было, но не так уж много. Но в этот момент в ателье пришел приехавший из Анапы фотограф Баранов с помощниками. Помощники эти, надо заметить, выглядели довольно странно и речью напоминали откровенных бандитов. Некоторое время они все сидели в ателье, затем всем компанией - фотографы, Тихомиров, Мария и две швеи из ателье - отправились в ресторан. Если бы Тихомиров представлял, чем это может кончиться... Но не будем забегать вперед. Ах да, я забыл сказать, что в тот же день в ателье пришла Светочка, знакомая хозяйки соседней квартиры. И, поговорив с Марией, она захотела работать в ателье в качестве модели. Суть работы ей при Тихомирове не объяснили - это делалось не сразу - но он не сомневался, что со временем до этого дойдет. На следующий день у Тихомирова было много работы - шла разработка новых проектов в КБ, помимо самолетов, требовались еще технологии для местного мыловаренного завода. Впрочем, про работу мало что можно рассказать, не упоминая технические подробности. Разве что о самих конструкторах. Например, был там бывший летчик Татарский, который, как выяснилось, еще до этого был близким другом Нины Шараповой, секретаря краснодарского комсомола, работающей также и в милиции. Его, Татарского, попросили присоединиться к милицейской дружине в Анапе - обстановка там была неспокойная. Он потом вернулся в КБ, но ненадолго. А еще был немецкий товарищ Эрих Беннингсен, он сразу стал спрашивать, где можно купить что-нибудь в подарок женщине. Во время перерывов в работе Тихомиров обсуждал с Марией, не стоит ли пригласить немца в ателье, и уже почти решили это сделать - но тут выяснилось, что подарки он искал для жены, а жена его - та самая Светочка, которая приходила в ателье вечером. Если бы они там встретились, мог бы выйти большой конфуз... Но, к счастью для него, информация была получена вовремя и судьбы булгаковского товарища Гуся немец избежал. А кроме работы в КБ, Тихомиров еще участвовал в подготовке конкурса «Красные таланты» - нужно было договориться с местными рабочими, чтобы в местный клуб провели электричество, установить музыкальную аппаратуру и т.д. В общем, дел было много, и далеко не сразу Тихомиров заметил, что на доске объявлений появился кодовый сигнал от американского связного – «есть новое поручение для вас, пакет с инструкциями спрятан в таком-то месте». А когда заметил, далеко не сразу сумел дойти до условленного места. В это время и начались неприятности. Во-первых, совершенно неожиданно у Тихомирова обнаружились признаки дизентерии[1]. Доктора в больнице дали ему лекарство, но оно могло только замедлить болезнь, а не вылечить до конца. Во-вторых, в коммуналке в отсутствие Тихомирова внезапно случился пожар. Мария сказала, что о подробностях расскажет позже, и Тихомиров не придал большого значения происшествию. Равно как и тому, что швеи периодически упоминали, что, возможно, понадобится уехать в Анапу. Как выяснилось позже, это и стало его главной ошибкой. В-третьих, в городе стали происходить кражи. Часть преступников поймали, но в перестрелке был убит ушедший в дружину инженер Александров. Дальше Тихомиров наконец забрал пакет с заданием. Требовалось любой ценой саботировать отправку чертежей из КБ в Москву. Полностью это было выполнить было уже нельзя - два чертежа уже были отправлены. (Еще один, как потом оказалось, тоже, но об этом Тихомиров не знал). Но можно было предотвратить отправку следующих. Тихомиров поступил так - сам сделал нужный чертеж, когда остальных сотрудников не было на месте; поскольку КБ не запиралось, он отнес чертежи домой, о чем и доложил начальнику. А потом тайно унес чертеж из дома и закопал в лесу. Еще некоторое время это не было обнаружено - как раз тогда начался упомянутый конкурс «Красные таланты», на котором присутствовали в качестве зрителей и работники КБ. После этого начальник решил подготовить пакет с чертежами для отправки - почта уже скоро закрывалась. Инженеры пришли в дом Тихомирова, обнаружили пропажу, заявили о краже в милицию. Как раз в это время пришла хозяйка рюмочной с заявлением, что эту самую рюмочную ограбили, поэтому рассказ подозрений не вызвал. Но Тихомирова напугало еще кое-что. Дело в том, что в квартире часть вещей была перевернута, с диванов была снята обивка, одна из статуэток была повалена на пол, и на этом полу лежали японские деньги.[2] Конечно, это добавляло достоверности версии про взломщика, который брал первые попавшиеся вещи; но Тихомиров-то знал, что чертежи украл вовсе не взломщик! Тут он осознал, что уже давно не видел ни сестру, ни остальных работниц ателье. Он вспомнил, как они говорили, что собираются уехать в Анапу. И, когда дела в милиции были окончены, уехал в Анапу сам. Сам не зная, что он будет тут делать и как можно найти одного человека в целом городе. Спрашивал в кафе, у цыган - не видел ли кто женщину с такой внешностью? Но никто не видел. Тихомиров уже собирался уезжать обратно, как вдруг кто-то на улице упомянул фотомастерскую Баранова, того самого, кто приезжал в Краснодар накануне вечером. Спросил про него - оказалось, Баранов уехал из города на корабле вместе со всеми помощниками. И, похоже, не вернется. Была с ним Мария, никто не знал, но Тихомиров решил, что да. В сущности, этот момент стал для него катастрофой. Четыре года после расстрела отца он жил только для того, чтобы поддерживать семью - а теперь семьи у него больше нет. И к тому же, ОГПУ может поймать его в любой момент. Конечно, он мог пытаться перехитрить чекистов, но зачем? До бегства сестры в его жизни был смысл, теперь его не осталось. Он вернулся в Краснодар. Пошел по улицам. Какие-то люди шли ему навстречу, говорили про какую-то лекцию в клубе - он не обращал внимания. Дошел до конструкторского бюро - там никого не было. Неожиданно в здание КБ вошла одна из швей, Анна - оказывается, она не уехала с Барановым и компанией, решила вернуться, чтобы присмотреть за ателье. Теперь она хотела сделать его действительно ателье, вполне законным. Но остальные, сказала она, уехали из страны на корабле, идущем до Америки. Тихомиров был в полном отчаянии. Дальнейшие его действия были, вероятно, глупыми, но на разумные поступки он уже не был способен. Он вернулся к дому - там ему сказали, что ОГПУ ищет его. Он решил, что уже разоблачен. Он сделал первое, что пришло в голову и чего он не делал никогда раньше - пошел в ресторан и напился в стельку. Потом вернулся домой. Ничего не соображая уже, он рассказал Анне о своей шпионской деятельности, о том, что его скоро арестуют. Анна советовала ему бежать и бороться за свою жизнь - он не хотел. Он очень устал и хотел только одного - чтобы чекисты пришли за ним, забрали и расстреляли. Дизентерия снова стала его мучить, но сил идти к доктору не было. Он сидел в своей комнате и ждал стука в дверь. Финала у этой истории нет. Есть два варианта. Если за ним придут тем же вечером, то он признается во всем и его расстреляют, и воля к смерти победит. К сожалению, этот вариант наиболее вероятен. Но есть другой - он проспится к утру и способность мыслить здраво к нему вернется. Трудно сказать, удастся ли ему бежать в больном состоянии, и насколько быстро его поймают, и будут ли ловить вообще. Во всяком случае, если он погибнет, то достойно и не от отчаяния. [1]. Дизентерия в данном случае происходит от глупости. Я дважды сдавал ресурс «мыло», но оба раза указывал на нем номер не из аусвайса, а из комсомольского билета. [2]. Я так до сих пор и не знаю, кто это сделал и при каких обстоятельствах. За исключением диванов (они моделировались тканью, положенной на рюкзак) - их, как позже выяснилось, по жизни спрятали куда-то от дождя. Но персонаж не знал об этом. |