О суде

Версия для печати

Историческая справка


Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 года были упразднены ВЧК и его органы. Любые внесудебные репрессии объявлялись неправомочными. Все дела о преступлениях решались только в судебном порядке.

Кроме того, Советское государство воссоздало прокуратуру, наделив ее правом осуществлять надзор за законностью в деятельности наркоматов и исполкомов местных советов, должностных лиц и принимать незамедлительные меры по устранению выявленных правонарушений.

Декретом ВЦИК от 28 мая 1922 года утверждено Положению о прокурорском надзоре. Согласно ему в составе Наркомата Юстиции учреждалась прокуратура для осуществления от имени государства надзора за законностью действий всех органов власти, организаций и отдельных граждан. Во главе прокуратуры стояли Прокурор республики и его помощник.

Одновременно ВЦИК утвердил Положение об адвокатуре – учреждении для оказания юридической помощи трудящимся и защиты их интересов в суде. При губернском отделе юстиции создавалась коллегия защитников (ее состав утверждался губисполкомом). Они не могли совмещать свою работу с работой в государственных учреждениях.

В ходе судебной реформы 1922 г. устанавливается единая система судебных учреждений в РСФСР, на новых началах создается адвокатура.

31 октября 1922 года утверждено Положение о судоустройстве РСФСР. В соответствии с новым Положением вводится единая судебная система, состоящая из следующих звеньев: народный суд, губернский (позже краевой и областной) суд, Верховный Суд РСФСР.


Порядок осуществления судопроизводства


Органами осуществления судопроизводства на местах являются народные суды.

Народный суд в составе постоянного народного судьи или в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей осуществляет свою деятельность в пределах уездного или городского района, который ему определен.

Народным судьей может быть всякий неопороченный по суду гражданин и гражданка РСФСР, отвечающий следующим условиям:

а) иметь право избирать и быть избранным в советы;

б) иметь не менее двухгодичного трудового стажа ответственной политической работы в рабоче-крестьянских общественных, профессиональных или партийных рабочих организациях или трех лет стажа практической работы в органах советской юстиции.

Лица, исключенные из общественных организаций за порочащие поступки, не могут быть народными судьями.

Народные судьи избираются губернскими исполнительными комитетами, по представлению губернского суда или Народного Комиссариата Юстиции, по числу участков или районов народного суда данной губернии.

Народными заседателями могут быть все трудящиеся граждане РСФСР обоего пола, имеющие право избирать и быть избранными в местные советы.

Не имеют права быть народными заседателями лица, опороченные по суду, либо исключенные из общественных и профессиональных организаций постановлениями последних за позорящие поступки и поведение.

Для надзора за общим соблюдением законов, непосредственного наблюдения за производством предварительного следствия и дознания, поддержания обвинения на суде действует государственная прокуратура.

Для предварительного расследования подлежащих судебному рассмотрению преступных действий, в пределах вверенных им участков и при отдельных судебных учреждениях, под наблюдением прокуроров и губернских судов, действуют народные следователи.

В целях обеспечения трудящимися юридической помощи при разрешении гражданских споров и предоставления защиты в уголовном суде при губернских судах, под наблюдением последних, действуют коллегии защитников.


Порядок судопроизводства на игре


В рамках игры мы не воспроизводим полностью судебную систему, однако сохраняется ее основная структура.

Так, на момент начала игры в Краснодаре присутствует народный судья, чьи полномочия сохраняются на всем протяжении времени игры. Для каждого судебного процесса члены городского комитета могут пригласить двух людей из числа трудящихся жителей города, не замеченных в порочащих их поступках, выступить в качестве народных заседателей.

В качестве народных защитников могут выступать люди, являющиеся членами коллегии защитников (определяется сюжетным координатором на этапе обсуждения вводной). Народный защитник предоставляется обвиняемому городскими властями.

Функции народных следователей на игре исполняют сотрудники милиции (в случае уголовных дел) или сотрудники ОГПУ (в случае дел, связанных с контрреволюционной и антисоветской деятельностью). Функции обвинителя также осуществляет следователь, ведущий дело.

В процессе следственных действий народный защитник имеет право ознакомиться с материалами дела, однако ведение следственных действий остается прерогативой следственных органов.

Судебное заседание назначается после того, как сотрудники следственных органов сочтут собранные улики достаточными для доказательства виновности подозреваемого и передадут дело в суд.

Обвинитель и народный защитник имеют право привлекать свидетелей для дачи показаний в суде. Отказ от дачи показаний является наказуемым деянием и преследуется по закону.

Решение по делу принимается после окончания опроса свидетелей и прений между обвинителем и защитником. Решение принимается коллегиально народным судьей и народными заседателями. Приговор суда является окончательным и не подлежит обжалованию.

Судебное заседание является открытым: на нем могут присутствовать все желающие, однако, они обязаны соблюдать тишину и порядок. В противном случае они могут быть удалены с судебного заседания.