Повседневная городская одежда

Версия для печати

В 1924 году в России костюм очень многое говорил о человеке, о его социальном статусе, его стремлениях и убеждениях. Именно в эту эпоху «своих» от «чужих» отличали по одежде: кожанка - значит, свой, а галстук - сразу видно, недорезанный буржуй... Правильно подобранный костюм послужит дополнительной характеристикой персонажа и украсит игру вам и окружающим.


В начале 1920-х годов промышленность, в том числе текстильное и швейное производство, только начала восстанавливаться. Тканей и готовой одежды было мало, и стоили они дорого. Большая часть населения носила простую и немудреную одежду, часто донашивая или перешивая что-то из старых запасов.


Основной одеждой рабочих и мастеровых были солдатские гимнастерки, холщовые рубахи, косоворотки. Поверх надевали пиджак или рабочую куртку. Служащие тоже носили косоворотки с пиджаками либо рубахи-толстовки. Многие надевали оставшийся со времен гражданской войны китель или его разновидность - френч.

На голове носили кепки или картузы с небольшой тульей и скромным козырьком. Обувью служили сапоги или грубые ботинки с тупыми носами, но не исключались и штиблеты.

В качестве верхней одежды носили куртки или ватники.


Одеждой работниц были блузы, ситцевые кофточки, простые платья из солдатского сукна или холста. Женщины постарше отдавали предпочтение фасонам, принятым в среде городских рабочих до революции: длинная широкая юбка, кофта c рукавами «окороком», платок или шаль. Молодые девушки стремились носить юбки покороче, а кофточки с простым прямым рукавом; многие из них надевали гимнастерки, мужские рубахи и куртки, кепки.

Женщины-служащие носили светлые блузки с темными юбками. Часто наряд дополнялся длинным, с поясом, трикотажным жакетом с большими карманами.

Обувью служили сапоги, полусапожки, кожаные или прюнелевые туфли на толстом невысоком каблуке. Верхней одеждой – куртки, стеганые кацавейки.

Косметикой, как правило, не пользовались. Прически были самые простые: волосы либо укладывались сзади в узел, либо заплетались в косы, либо коротко стриглись («под гребенку»). Очень популярны были красные платки и косынки, которые надевали на голову, завязывая углами назад.


У руководителей рабочих, партийных и молодежных организаций были очень популярны черные кожаные куртки. Их носили как мужчины, так и женщины-активистки. Но, впрочем, кожанки могли встречаться не только у руководителей: прочность этой одежды делала ее существование продолжительной, и все, кто носил кожаную куртку в годы Гражданской войны, остался в них и сейчас.


Простота и аскетичность в одежде были не только вынужденной мерой, но и поводом для своеобразной гордости: широко прокламировалось, что рабочим не нужны роскошные туалеты, не приспособленные для трудовой деятельности. Галстуки, кружевная отделка, шляпы, оборки, брошки, кольца воспринимались как буржуазные элементы, враждебные духу нового коммунистического быта.


Однако подобная суровая простота была по вкусу не всем. Многие люди, уставшие от лишений в годы Гражданской войны, приветствовали относительные экономические послабления эпохи НЭПа и жаждали теперь роскошной и красивой жизни. Эта роскошь была доступна не каждому – но оттого более желанна.

Идеологически чуждые советскому обществу нэпманы и нэпманши одевались, беря за образец последние западные моды. Как правило, такие наряды не продавались в магазинах, их надо было шить на заказ.


Мужчины носили пиджачные пары или костюмы-тройки: пиджаки приталенные, классического кроя, брюки с острой складкой спереди и сзади, жилет однобортный. К наряду прилагалась крахмальная рубашка. Пиджак, жилет и брюки обычно гармонировали друг с другом, но иногда допускалось свободное сочетание цветов, например черный пиджак с белым жилетом и брюками в мелкую клетку. С костюмами носили галстуки из гладкого тканого шелка или шелкового трикотажа черного или неярких цветов.

В торжественных случаях надевали фрак, смокинг или визитку. Вечерний костюм был только черным, галстук к нему был обязателен.

Мужские прически тех лет были короткими, с пробором посередине или сбоку. Бороды считались очень несовременными; в моде были гладко выбритые щеки и небольшие усы. В качестве головного убора использовались шляпы, особенно были популярны шляпы-котелки; с костюмами спортивного кроя допускались кепи.

Преобладающим видом обуви для модных мужчин были туфли. Вечерние туфли делались из лакированной кожи.

Мужских украшений было мало: наручные часы, простые кольца с печаткой, реже встречались булавки для галстука и запонки. Очень распространенным модным аксессуаром был красивый серебряный или золотой портсигар.

Верхней одеждой служили пальто с меховым или бархатным воротником.


Модные дамы носили свободные прямые платья и костюмы (юбку и жакет), которые также отличались прямыми линиями. Костюм шился либо из одной и той же ткани, либо жакет был гладким, а юбка – в полоску или в клетку. В моде были плиссировка, свободная складка и декоративная отделка. С платьями и костюмами носили длинные шарфы; на голову надевали шляпки-клош («колокол») или изящные береты.

Основой силуэта женского вечернего платья была узкая прямая труба, длина которой варьировалась между щиколоткой и голенью; платье было без рукавов, с низким декольте спереди и сзади. Сверху такое платье драпировалось разнообразными композициями из прозрачных, как правило, тканей. Драпировки могли собираться в складку, свободно висеть, образовывать банты или волочиться по полу – все зависело от фантазии портного. Мягкие складки ткани придавали фигуре очень женственный вид.

К вечерним платьям прилагались разнообразные аксессуары: боа, головные повязки, перья. Появлялись специальные чулки для вечерних платьев, отделанные золотыми и серебряными блестками. Обязательным элементом вечернего туалета для женщины были перчатки.

Не пренебрегали, конечно, и ювелирными украшениями. Хотя одновременно полагалось носить только два-три украшения, выбор был богатый: заколки, броши, подвески, ожерелья, цепочки, браслеты, кольца, висячие серьги, серьги-гвоздики… Ко многим вечерним и даже дневным туалетам надевали длинные нитки жемчуга, свисавшие до талии и ниже.

Модная обувь была остроносой, узкой, на высоком каблуке. Летом носили туфли, в холодное время года – кожаные ботинки на шнурках, крючках и пуговках. Вечерние туфли делали из парчи, атласа и шелка, подбирая его в цвет платья; часто туфли украшали бисером и стразами.

Дамская сумочка 1920-х имела форму конверта и была очень маленькой. Ее держали подмышкой или в руке.

Волосы стригли «под фокстрот» – передние волосы оставляли более длинными и укладывали в мягкие волны, а затылочные коротко срезали, – или «под мальчика». Женщины, которые желали оставить длинные волосы, как правило, подвивали их надо лбом, а сзади укладывали в узел.

Следя за модой, дамы не пренебрегали ни губной помадой, ни подводкой для глаз, ни пудрой. Очень популярна была в то время пудра, придающая коже оттенок легкого загара.

Верхней одеждой служили пальто свободного покроя, очень объемные, широкие и короткие – их длина была достаточна для того, чтобы прикрыть юбку, и не более. Носили также меховые манто того же фасона.


Конечно же, для того, чтобы изящно носить подобные туалеты, нужно было обладать привычкой и чувством стиля – а многие из числа «жаждущих красивой жизни» не имели ни того, ни другого. В эпоху НЭПа в городской толпе часто можно было увидеть пошловатых молодых людей в лакированных ботинках, узких пиджаках и ярких галстуках – или, скажем, мещанок, натянувших модное короткое платье, надевших меха и бусы, но оставивших при этом штопаные нитяные чулки и грубые козловые ботинки.


Нельзя сказать, что у большевиков совершенно не было желания выглядеть красиво и модно. Попытки создать «новую пролетарскую одежду», которая была бы одновременно удобной, функциональной и эстетичной, в этот период предпринимались неоднократно. В этой связи нельзя не упомянуть Варвару Степанову и Любовь Попову, женщин-дизайнеров, разработавших оригинальные эскизы «прозодежды» («производственной одежды»), или Александру Экстер, которая в своих эскизах функциональной одежды для рабочих пыталась примирить пролетарский рационализм с любовью к украшениям. Но, к сожалению, все эти разработанные модели так и не удалось запустить в массовое производство.

Нельзя также не упомянуть Надежду Ламанову, которая создавала новую социалистическую моду, умело сочетая простоту модного на западе прямого силуэта с мотивами русской народной одежды. Платья Ламановой, сшитые, в условиях нехватки тканей, из холста, льна и даже из владимирских полотенец, украшенные ручной вышивкой, дополненные оригинальными аксессуарами из резного дерева, соломы, бечевки, шнура, бусин из раковин и камешков, были очень красивы, но тоже никогда не выпускались в массовом порядке и были доступны лишь немногим.

Однако были мужчины и женщины, в основном из артистической среды, которые создавали себе одежду по образцам моделей этих дизайнеров и носили их в повседневной жизни.


В детской одежде, так же как и в одежде взрослых, тоже проявлялось социальное расслоение. Дети нэпманов и высокооплачиваемых специалистов носили добротную дорогую одежду, сшитую по западным образцам. Девочки надевали свободные прямые платья модного фасона, украшенные лентами и бантами; на ногах носили белые носочки, туфельки или сандалии. Надевали также прямые плиссированные юбочки. Мальчиков одевали в матросские костюмчики или клетчатые костюмы, похожие на мужские, но с короткими, до колен, штанами.

Дети рабочих, напротив, с ранних лет носили длинные штаны и презирали «голоногих буржуйчиков». Как правило, в малообеспеченных семьях дети донашивали перешитую одежду родителей, потому тут могли встречаться линялые застиранные блузы, вытертые штаны и курточки, штопаные юбки.

Прически были просты: девочки носили короткие стрижки с челочкой или традиционные косы. Девочки из состоятельных семей носили на волосах банты или тафты и белые ленты. Что до мальчиков, то дети нэпманов часто носили длинные, почти до плеч, волосы (как в дореволюционную эпоху), а мальчиков из рабочих семей коротко стригли и часто обривали «под ноль».


Итак, в эпоху НЭПа на улицах города можно было увидеть перемешались традиционное и авангардное новое, перешитое и модное, российское и западное, шикарное и рваное, изящное и пошлое… Широкая палитра различных вариантов костюма отражала многообразие характеров различных людей, которые эту одежду носили.



Использованные материалы

Литература

Бартлетт Дж. FashionEast: призрак, бродивший по Восточной Европе. - М.: Новое литературное обозрение, 2011.

Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. - М.: РИПОЛ классик, 2006.

Нанн Дж. История костюма. 1200-2000. - М.: ООО \"Издательство Астрель\": ООО \"Издательство АСТ\", 2003.

Сыромятникова И.С. История прически. - М.: РИПОЛ классик, 2005.


Интернет-источники

http://blog.photolifelab.ru

http://costume-history.livejournal.com

http://cwar.holdgold.ru

http://www.filokartist.net

http://www.goskatalog.ru

http://www.tambur-kirov.ru

http://zina-korzina.livejournal.com